Твоя цветомузыка. Не верь ушам?

Существуют «обманы зрения». Наверняка ты видел картинки, на которых прямые линии кажутся изогнутыми (и даже изломанными), а равные отрезки — разными по длине. Есть рисунки, на которых глаз видит то два смешных черных силуэта, повернутых друг к другу носами, то изящную белую вазу. Можно сказать, что мультипликационное кино тоже построено на «обмане зрения»: неподвижные рисунки, нарисованные художниками сначала на бумаге, а потом переснятые на кинопленку, свободно двигаются во всех направлениях на киноэкране. Да и в «обычном» кино неподвижные кадрики на кинопленке «оживают» лишь при демонстрации кинофильма.
Объясняются «обманы зрения» не только особенностями строения наших глаз, но прежде всего особенностями строения нашего мозга. Ибо именно мозг осмысливает все увиденное глазами.

То же самое и. с «обманами слуха». Мы можем услышать порою нечто удивительное. Например, эхо... Но самое замечательное, что между нашим слухом и нашим зрением имеется определенная связь. Любители музыки уже давно подметили, что музыкальные инструменты звучат намного громче и отчетливее в хорошо освещенном помещении, чем в затемненном. Поэтому при исполнении серьезной музыки свет в зале обычно не гасят.
Впервые связь между слухом и зрением очень убедительно показал русский физики физиолог академик П. П. Лазарев.
Конец прошлого века. В Обществе любителей естествознания присутствующие становятся свидетелями настоящего чуда. В затемненном помещении висит белый экран, освещенный простым проектором. Ровно гудит питаемый от батареи сухих элементов зуммер. Лазарев то закрывает, то открывает лампу проектора. На экране мелькают ВСПЫШКИ света. И все присутствующие явно слышат, как в такт световым вспышкам звук зуммера становится то тише, то громче. Присутствующие потрясены: они знают, что звук зуммера никто не регулирует...
Опыт этот настолько прост, что его может повторить каждый. Белый экран и диапроектор не проблема. Вместо зуммера можешь взять обычный будильник. А еще лучше, запиши на магнитную ленту ровный, однообразный шум (дребезжанье дверного звонка, стрекот швейной или пишущей машинки и т. п.)... В темной комнате освети проектором экран. Включи звук. Теперь закрывай и открывай объектив проектора. Смотри на экран. Ну что?! Звук явно меняется в такт вспышкам.

А если сделать наоборот? Оставить экран равномерно освещенным, а звук то усиливать, то ослаблять. Что получится? Давай попробуем. Освети экран. Включи магнитофон. И вращай регулятор громкости звука то в одну, то в другую сторону. Ну как: замечаешь что-нибудь на экране? Какое-нибудь мелькание света?.. Не огорчайся, если не замечаешь. Есть люди, которым кажется, что они что-то замечают, другие при всем желании ничего не могут заметить. Секрет прост: у всех нас не глаза «подчинены» ушам, а уши — глазам.
В данном случае это нам и нужно. Мы ведь «любители звуков». И можем слушать музыку, усиливая по своему желанию восприятие музыки изменением яркости света на экране. Возьми регулятор напряжения (реостат), подсоедини к проектору и командуй светом. Усиливай, ослабляй, выключай, меняй ритм вспышек. И музыка... изменится!
Н.Халатов - От грампластинки до цветомузыки. 1982 г.

Также стоит посмотреть: